Что такое эскапизм, и можно ли с ним бороться

Другие источники определяют понятие «эскапизм» более многословно, но смысл сводится именно к этому определению. При этом к «эскапизму» часто относят буквально все, от алкоголизма и наркомании до чтения книг, просмотра фильмов и вообще любого хобби.

Схема проста: человеку не нравится окружающая его реальность или он сам в ней (толстый, некрасивый, нерешительный и т.п.). Тогда он придумывает себе мир, в котором он самый-самый! Или находит сообщество, уже живущее в придуманном кем-то виртуальном мире.


В Рунете почему-то очень любят приводить в качестве примера только движение т.н. «толкинистов». Хотя проявлений эскапизма в современном мире огромное количество.

Существуют две общепринятых точки зрения на эскапизм:

Эскапизм – это плохо!

В качестве аргументации обычно приводятся цитаты маститых психологов (особенно на просторах Интернета любят цитировать Э. Фромма):

«…ключ к разгадке феномена эскапизма заключается в несоответствии бесконечности и вечности вселенной и ограниченной во времени и пространстве человеческой жизни…»
И прочее высоконаучное бла-бла-бла в том же ключе.

Или же дилетантско-бытовые «размышлизмы» в духе: «Это плохо, потому что убегают от реальности слабые и убогие, а сильные и здоровые проблемы решают, а не прячутся от них». Некоторые вообще «доразмышляются» до того, что эскапизм – это вид шизофрении. В качестве примеров приводятся цитаты из художественных произведений, вроде Л. Кэрролла с его «Алисой в стране чудес» и т.п.

Правда, при этом игнорируется тот факт, что любые диагнозы должны ставить дипломированные специалисты после проведения диагностики и т.п. А синдрома или заболевания под названием «эскапизм» в официальной психиатрии нет вообще!

Эскапизм – это хорошо!

Наша жизнь полна стрессов и любое проявление эскапизма (кроме крайних) помогает отвлечься, снять последствия стрессов, уберечься от сумасшествия. Много лучше, чем алкоголь и наркотики.

Как и многие вещи в этой жизни, эскапизм, как уход от реальности – штука двоякая. Полемика на тему «Эскапизм. Добро или Зло?» объясняется очень просто – «диагноз» чаще всего ставят доморощенные специалисты, не учитывающие следующих факторов:

Эскапизм – нормальное свойство человеческой психики. Дети, играющие в принцесс и человеков-пауков – эскаписты? Вовсе нет. Если взрослый человек испытывает необходимость отвлечься от груза ответственности, забот, стрессов и т.д. – это нормально. Иначе придется «лечить от эскапизма» любого, кто решил почитать книжку или посмотреть фильм.

Крайние проявления эскапизма (когда человек полностью уходит в отрыв от реальности) – это симптом каких-то серьезных жизненных проблем или отклонений в психике, но никак не их причина!
Много плохого и хорошего можно сказать об американцах. Но никто не будет отрицать, что другой такой нации трудоголиков (или, на американском сленге – hardworkers) которая бы так носилась со своим душевным здоровьем, пожалуй и не найти. Но посмотрите, как они с увлечением самозабвенно играют (другого слова не подберешь) и развлекаются в свободное время.

Даже в нашей стране много тех, кто подпадает под определение «эскаписты». Клубы исторической реконструкции и байкеров, толкинисты и страйкболисты («отыгрывающие» определенные подразделения из ныне существующих и исторических армий), натуристы и т.д. и т.п.

Конечно, странные или откровенно асоциальные личности там попадаются, не без этого. Но в среде, допустим, строителей-шабашников, грузчиков или любых околохристианских сект их ничуть не меньше, а может и больше.

Большинство всех байкеров, реконструкторов, натуристов, онлайн-геймеров – это сильные люди, вполне успешно реализовавшие себя в социальном, профессиональном, экономическом и личном плане. Никаких слабаков, «убегающих от реальности».

Если обратиться к материальным аспектам – стоимость доспехов или «крутого» танка в мегапопулярных онлайн-играх зачастую меряется даже не в сотнях, а в тысячах у.е. Настоящий «харлей» – от 300-400 тысяч до миллиона российских рублей. Стоимость простенького «исторического» доспеха тоже в сотнях ненаших рублей, а кирасы, салады, топхельмы и «собачьи головы» тянут уже на тысячи.

Сомнительно, что те эскаписты, которых, к примеру, описывают в соответствующей статье на Лурке, могут позволить себе хоть что-то из вышеперечисленного (как и сами авторы статьи).

Да и вообще вопрос отдает ситуативной этикой и политикой двойных стандартов. По которой толкинист или заядлый онлайн-геймер – эскапист, которого надо «лечить», а вот товарищи, половину жизни проводящие с водкой на кухне, с пивом у телевизора и живущие в мыльных операх, ситкомах и проектах «звезды на чем попало и с кем попало» – почему-то «нормальные» люди…

Источник

Что такое эскапизм и кто такие эскаписты

«Посмотрите на свою жизнь. Есть ли в ней что-то, с чем вы избегаете иметь дело? Работа? Ответственность? Отношения? Одиночество? Прошлое? Проблемы со здоровьем? Вредные привычки? Финансовые трудности? Если вы ответили «да» хотя бы на один из пунктов, можете смело считать себя эскапистом», так написано на одном из американских порталов по психологии. Смысл изречения понять не сложно: у абсолютно любого человека найдется что-то, о чем хочется ненадолго или навсегда забыть. Но вот определить ту тонкую грань между безопасным «отвлечься и помечтать» и «побегом от жизни» довольно сложно.

Феномен эскапизма довольно скудно освещен в научной литературе и чаще трактуется на бытовом уровне. Эскапизм (от англ. escape — сбегать, уходить) в самом безобидном своем проявлении — это временный уход от насущных проблем. Само по себе явление «психологического дезертирства» появилось сотни десятков лет назад — как только у человека отпала необходимость ежедневно бороться за выживание и появилась возможность заниматься чем-то для души. Эскапистами были все великие мира сего, только кто-то с концами уходил в мир творчества или науки (вспоминаем известных нам сумасшедших ученых или художников), а кто-то всё-таки мог совмещать иллюзорную жизнь с жизнью реальной.

Правда, в отличие от современных психологов, писатель интерпретировал уход от реальности исключительно с положительной точки зрения. Об этом он говорит в своей небольшой, но ёмкой «Волшебной сказке»: «И только любовь к сказкам может сохранить в нас или вернуть нам детство, то есть детский взгляд на мир». Толкин был твердо уверен, что лишь умение фантазировать делает человека по-настоящему счастливым: где, как не у себя в голове, мы являемся теми, кем хотим быть? Эти идеи в свое время попали на благодатную почву: свободолюбивая молодежь 1960-х стала трактовать его книги как аллегорию борьбы со сложившимися общественными порядками.

В 2000-х годах, после экранизации популярной кинотрилогии «Властелин колец», любовь к Толкину вылилась в массовую субкультуру ролевиков — людей, которые демонстрируют свое альтер-эго, одеваясь в персонажей произведений. Причем иногда это приобретало довольно странные формы: во время переписи населения 2002 года в России поклонники писателя, заполняя опросные листы, в графе «национальность» указывали «эльф» или «хоббит».

Интересно, что большая часть толкинистов не сомневается, что мир, описанный в книгах, когда-то существовал и его возможно воссоздать. Это пример, пожалуй, самой изощренной формы эскапизма. Сюда же можно отнести косплееров — людей, которые переодеваются в героев мультфильмов, аниме, видеоигр, комиксов и предстают в этих образах на тематических фестивалях. Кто-то из них настолько проникается ролью, что и в обычной жизни ведет себя несколько… подозрительно. Естественно, не нужно всех грести под одну гребенку: для многих это лишь хобби, никак не влияющее на повседневность.

Косплей на персонажа Кена Канеки из аниме “Токийский Гуль”

Эскапизм или Как бороться с мечтательностью и жить в реальном мире

Здравствуйте. Меня зовут Лера, мне 19 лет и я мечтатель.

Я не знаю точно как это называется, кажется эскапизм. На протяжении долгих лет я чувствую страстную потребность к уходу от реальности.

Например, когда я испытываю яркие эмоции, или когда смотрю фильм и некоторые ситуации приводят меня в такое возбуждение, что я улетаю и начинаю придумывать свои варианты развития событий. Начинаю развивать сюжет, ввожу новых героев и все действие порой приобретает самостоятельность.
Причем при фантазировании я чувствую потребность в движении. Например, я включаю музыку и начинаю ходить по комнате. Или раскачиваться на кровати.
Иногда, например сидя в очереди к терапевту, когда я ускользаю, я начинаю раскачиваться и не сразу замечаю это за собой.

Я часто ощущаю чувство дежа вю, а иногда знакомые места выглядят так, будто я вижу их первый раз. Словно мир не реален. Как мои фантазии.

В какие то моменты я словно просыпаюсь и начинаю жить. Я поступила в университет на графический дизайн. Мне нравится учиться, Я очень активно ходила на выставки, участвовала в конкурсах, знакомилась с новыми людьми.

А потом снова иллюзия затмила окружающий мир. Мне стало невыносимо тоскливо, я почувствовала усталость. Я сказала себе «Тебе нужно отдохнуть». Я перестала общаться, выпала из жизни на полтора месяца. Я только мечтала каких успехов я могу достигнуть. Словно я уже успешный дизайнер, моя карьера достигла заоблачных вершин и так далее. Мне казалось, что эти мысли смогут повлиять на мир.

Но это же глупость! Почему я не могу как нормальные люди постепенно шагать к цели?
Это как наркотик: сладкая греза затмевает мир. Там все счастливы, здесь нет.

Я хочу избавиться от пагубной привычки. Я не знаю как перевести нервное возбуждение, которое меня охватывает в мирное русло. Потому что это даже не вдохновение. Эти идеи раскармливают мое самолюбие, мое эго, я неадекватно воспринимаю мир. Любые проблемы только подхлестывают уход.

Это как бесплатная доза, которая всегда со мной. Как мне перестать улетать?

Эскапизм — причины

Эскапизм как социальное явление может проявляться по-разному. Чаще это мечта или игра воображения или фантазии. В стремлении создать совершенный мир вокруг себя люди с давних лет придумывали религии или культы, в которых каждому отводится свое место. Однако существуют и более серьезные причины проявления эскапизма. Это могут быть психологические травмы или злоупотребление воображением без необходимости.

Такие состояния проявляются у почитателей жанра фэнтези, игроманов и киноманов. Эти люди настолько погружаются в свой выдуманный мир, что вернуться в реальность бывает очень сложно. В некоторых случаях такое состояние может вызвать агрессивный эскапизм. Среди «зависимых» личностей специалисты выделяют патологических эскапистов, у которых отстранение от реальности заканчивается психическими или умственными нарушениями, и умеренных, умеющих своевременно и самостоятельно «вернуться» в реальность.

Эскапизм: бегство от свободы и ответственности

Существуют самые разные способы ухода от реальности, которые известны давно. Многие из них очень точно описаны в литературе, однако они не дифференцированы в зависимости от природных свойств человека, а потому мало помогают в осознании проблемы.

Жизнь — сложная штука и не всегда преподносит нам счастье на блюдечке с золотой каемочкой. Иногда она требует от нас значительных усилий в преодолении трудностей. Иногда мы устаем и начинаем мечтать о мире, в котором было бы все хорошо и понятно, комфортно и беспроблемно. Уход в такие мечтания можно рассматривать как способ отдыха, сброса напряжения после кризиса, стресса, неудачи. Но потом мы собираемся с силами и вновь выходим в жизнь, чтобы продолжать творить ее дальше.

Однако для некоторых такой способ ухода от действительности становится настолько сладким и притягательным, что они не в состоянии оторваться от создаваемого ими воображаемого мира. И тогда можно говорить о явлении эскапизма — ухода от реальности, подмене ее суррогатом удовольствий. Термин этот происходит от английского слова escape, которое обозначает — убежать, спастись. Так от чего мы пытаемся сбежать и спастись? Какие «параллельные миры» мы создаем и почему? Действительно ли такой способ решения проблем помогает достичь столь желанного для нас состояния счастья? Давайте разбираться. Осознать, что это такое — эскапизм и что это за человек — эскапист, поможет тренинг «Системно-векторная психология».

Эскапизм в кино

В современном мире есть множество примеров эскапизма. Его можно увидеть не только в состоянии реальных людей, но и литературе, фильмах. Несколько примеров того, как передают эскапизм фильмы:

  1. «Любовники» (Франция, 1958) – история о светской львице Жанне Турнье, которая не испытывает материального недостатка и имеет все для счастливой жизни, но ей не достает изюминки, способной сделать ее существование полноценным.
  2. «Папа в командировке» (Югославия, 1985) – фильм глазами шестилетнего ребенка, который таким способом объясняет частое отсутствие рядом с ним папы.
  3. «Мечтатели» (Великобритания-Италия-Франция, 2003) – трое молодых людей живут в своем мире, смотрят фильмы и не обращают внимания на происходящие на улицах демонстрации, сооруженные баррикады.
  4. «Небесные создания» (Новая Зеландия, 1994) – фильм про «новую» жизнь школьницы Полин, которая изменилась после появления одноклассницы Джулиет со своим миром фантазии.

Последствия эскапизма

Данный феномен, равно как и большинство иных явлений, штука неоднозначная. Главная его опасность состоит в возможности окончательно отдалиться от яви и прожить оставшееся время на просторах вымышленной реальности.

Кроме того, социум никогда не одобрял и едва ли когда-нибудь впредь одобрит людей, не разделяющих его ценностей. Общество давит на таких индивидов, поэтому эскаписты еще больше погружаются в омут нереальности.

Рассматриваемый феномен, с одной стороны, является нормальным свойством психики человека. Каждый индивид испытывает потребность отвлечься от ежедневных забот, груза ответственности, стрессов. Такая потребность является нормальным состоянием. Поэтому, эскапизм, как получение временной передышки от преодоления нескончаемых препятствий, выставляемых жизнью – штука необходимая.

Крайним проявлением описываемого феномена считается полное отстранение от реальности. Такое поведение говорит о наличии серьезных насущных проблем либо о психических отклонениях.

Появление компьютеров в человеческом бытие и вместе с ним мировой паутины подарило человечеству небывалые просторы для полета фантазии и возможности эскапизма. Виртуальность сегодня делает самые нереальные мечты доступными. Помимо того, нереальное интернет пространство наполнено всевозможными фантастическими мирами, которые затягивают словно в омут не только наименьших представителей человечества, но и лиц преклонного возраста, не имеющих явного влечения к бегству от реальности, но поддающихся виртуальному искушению, ведь оно ярче и насыщеннее эмоциями, нежели скучное серое ежедневное существование.

Человек, погрузившийся полностью в несуществующие фантастические миры, продолжает собственное физическое бытие, но оно превращается для эскаписта в иллюзию, докучливую необходимость, скучную повинность сравнительно с яркостью эмоций вымышленной реальности. Результатом подобного эскапизма является разрыв семейных взаимоотношений и социальных связей, нарушение адаптации и интеллектуальное расстройство. В экстремальном проявлении эскапизм нередко приводит к продолжительным депрессивным настроениям или суициду.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

В заключениие

Эскапизм – это не болезнь, а лишь способ уйти от проблем повседневности. При этом наши фантазии помогают не только скоротать время, но и прожить сразу несколько жизней в своем воображении. Но не увлекайтесь этим сильно. Все хорошо в меру.

Смело смотрите в лицо своим проблемам, не прячьтесь от них в своих фантазиях. Начните преодолевать препятствия и со временем вы станете сильнее.

Страх уйдет и останется лишь ощущение удовлетворенности от ваших побед и огромное количество планов, которые вы уже будете готовы превратить в реальность.

Авторский проект Станимиры Алёшиной

Преимущество 1: возможность найти свое место в жизни

Глупо отрицать очевидное, каждый из нас желает отыскать свое предназначение и найти собственный путь. Это важная потребность любой личности. И совершенно не обязательно, что это будет традиционное место в социуме. Например, еще с детства я понимала, что не хочу жить обычной жизнью, под которой я понимала ежедневные поездки на скучную работу, отдых по расписанию и вообще все то, что считается «взрослостью». И я очень рада, что моя нынешняя жизнь совершенно не такая: я не пользуюсь общественным транспортом, подрабатываю удаленно в удобное мне время, отдыхаю при желании и вообще по минимуму контактирую с людьми вживую, исключение лишь муж. Кто-то скажет, что я ухожу от реальности, я же отвечу, что создала СВОЮ реальность, которая меня полностью устраивает, причем не одна, а с любимым человеком. Я нашла свое место в жизни, так что же в этом плохого?

Люмпенизация и эскапизм как имитация борьбы с капитализмом

Сделать ее заметнее в лентах пользователей или получить ПРОМО-позицию, чтобы вашу статью прочитали тысячи человек.

  • Стандартное промо
  • 3 000 промо-показов 49
  • 5 000 промо-показов 65
  • 30 000 промо-показов 299
  • Выделить фоном 49
  • Золотое промо
  • 1 час промо-показов 10 ЗР
  • 2 часa промо-показов 20 ЗР
  • 3 часa промо-показов 30 ЗР
  • 4 часa промо-показов 40 ЗР

Статистика по промо-позициям отражена в платежах.

Поделитесь вашей статьей с друзьями через социальные сети.

Ой, простите, но у вас недостаточно континентальных рублей для продвижения записи.

Получите континентальные рубли,
пригласив своих друзей на Конт.

Некоторое время тому назад у меня произошла беседа с одним старым знакомым, тяготеющем ко квази-восточной философии, квази-буддизму, квази-просвещению и прочему Нью-эйджу. Одной из тем беседы оказалось такое явление как дауншифтинг.

Главной мыслью, которую хотел донести до меня мой собеседник было то, что, мол, дауншифтинг в современных условиях – это главный и наилучший инструмент для того, чтобы повергнуть бездушный рынок, капитализм. Вот, мол, все станут дауншифтерами и начнется моральное возрождение общества! Аргументацию свою мой нью-эйджевец, как ему казалось, выстроил безупречную и удивлялся, отчего же я с ним не согласен!

Для тех, кто впервые слышит о таком явлении, как дауншифтинг, я дам справку, честно взятую из статьи в Википедии, которую сами же дауншифтеры о себе и написали. Даунши́фтинг (англ. downshifting, переключение автомобиля на более низкую передачу, а также замедление или ослабление какого-либо процесса) — термин, обозначающий человеческую философию «жизни ради себя», «отказа от чужих целей»… Люди, причисляющие себя к дауншифтерам, склонны отказываться от стремления к пропагандируемым общепринятым благам, наподобие постоянного увеличения материального капитала, карьерного роста и т. д., ориентируясь на «жизнь ради себя».

На это и напирал мой собеседник: ведь если все вокруг откажутся от постоянного увеличения материального капитала, карьерного роста, уедут жить в джунгли Индии или (прости Господи!) на родовые поселения, то капитализм рухнет! Ведь он основан на жажде стяжательства! А если все перестанут «стяжать», то и система падет!

Он был не первым, от кого я услышал подобную наивную точку зрения. Мне уже приходилось сталкиваться с ней, например, в беседах с православными людьми. Разве что они не призывали уехать в джунгли Индии, но их позиция не сильно отличалась по существу. А еще нечто подобное пытался претворить в жизнь Лев Толстой.

Однако, когда я спросил своего собеседника – а за какой счет он предполагает жить в джунглях, он на голубом глазу ответил мне: например, соорудить небольшой гостевой дом и сдавать его в наем! Вот такой вот «отказ от материального капитала»: де-факто осуществлять прямо предпринимательскую деятельность, чтобы формально провозгласить себя «борцом с капиталом». Однако и это еще не все! Когда я поинтересовался, намеревается ли мой нью-эйджевец сам шить себе одежду из растительных волокон, а также лепить посуду из глины и определять погоду, послюнявив палец, он возмущенно возразил, что «конечно же нет!». Дальше диалог приобрел примерно следующую форму:

— Откуда же ты все это добудешь?

— То есть поддержишь деньгами, которые ты получишь от сдачи внаем своего «гостевого дома», капиталиста-производителя, обеспечив ему прибыль. И это ты называешь «борьбой с капиталом»!

— Тогда буду просить помощи у добрых людей.

— Но добрые люди тоже где-то должны будут достать все эти вещи.. А чтобы у кого-то появились ненужные вещи, которые они готовы были бы отдать, эти люди должны заменить их новыми. То есть точно так же их купить. И если мы представим, что все, или большинство людей будет жить вот так, милостыней, откуда же возьмутся вещи, которые им будут давать «добрые люди», если их никто не будет делать?

Воспроизводить весь разговор нет смысла, но, если кратко – разумеется, мой собеседник не нашелся что ответить и начал вертеться как уж на сковороде.

Примерно такие же формы приобретали беседы с православными людьми – все сводилось к обычной демагогии с их стороны.

Очевидно, что современные люди, причем даже такие разные как праведные христиане и офисный нью-эйджевец устали от бессмыслия, который привнес в нашу жизнь капитализм. Устали от окружающей алчности, холодности, постоянной погони за наживой. Однако не в силах перебороть ситуацию, они впадают в обыкновенный эскапизм – желание убежать от давящей на них круговерти. И пытаются выдать это за благородное дело борьбы с рынком! Когда же начинаешь вести с ними беседы, подобные воспроизведенной выше, оказывается, что они просто не хотят работать на рынок, а вот быть паразитами при рынке, питаться с милостыни или с аренды имущества – это ради бога! То есть их спасение – сугубо индивидуальное, эгоистическое стремление к личному комфорту. То есть то же мещанство, только наизнанку!

И очевидно, что невозможно победить систему, выстроенную на эгоизме, путем подмены одной формы эгоизма (постоянная гонка за деньгами) другой ее формой (уход из зоны дискомфорта в зону комфорта). К сожалению, именно уход из зоны дискомфорта, эскапизм, приобретают все большее распространение. И бегут в зону комфорта, как правило, люди неравнодушные к нашей действительности, каковым и является мой нью-эйджевец. Не понимая, что тем самым они только укрепляют фундамент капитализма, попросту дезертируя с поля боя, оставляя его тем, кто эту систему создает и тем, кто ее поддерживает.

Раньше дауншифтеров звали люмпенами — разница лишь в том, что люмпен не всегда сам выбирает такой путь. По-существу же разница если и есть, то крайне незначительна: не всякий дауншифтер становится люмпеном, но всякий люмпен – дауншифтер (по своей воле или против нее).

Такой образ жизни, как дауншифтинг, можно найти уже у В. Скотта в его романе «Пират» 1822 года, где жители Шетлендских островов, крайне неохотно принимавших буржуазные порядки, жили собиранием обломков и вещей, выброшенных на берег волнами, после крушения на скалах их острова очередного судна. Что характерно, на выброшенных людей их энтузиазм не распространялся.

Более детально о данном понятии

Термин “эскапизм” употребляется с термином “сознание”в тех моментах, когда человек перестает адекватно реагировать на события и жизнь в обществе.

Выделяют 4 вида подобных отклонений:

  • Отрицание. Характеризуется полным отказом от реального мира;
  • Рационализация. В этом случае человек намеренно заменяет для себя вымышленный и окружающий мир;
  • Проекция. Позволяет перенести свои чувства в свой мир.
  • Регрессия. Дает возможность спрятаться от повседневных проблем.

В самых сложных случаях человек настолько удаляется от реального мира, что это может привести к потере памяти о реальной жизни. Это происходит крайне редко, а сам процесс обратим. При это потребуется много времени для того, чтобы начать жизнь с чистого листа.

Признаки эскапизма

Вынести признаки начинающегося эскапизма очень сложно. Все зависит от психики конкретного человека. Это может быть уход в мир онлайн игр, начинающийся алкоголизм, увлечение искусством и множество других разновидностей проявлений.

Все чаще эскапизм стали фиксировать у молодого поколения в возрасте от 14 до 25 лет.

Онлайн-игры

Если человек нашел выход из своих проблем в виде онлайн игр, то со временем его начинают преследовать как физические проблемы:

  • Нарушение работы ЖКТ,
  • Бессоница,
  • Болезни спины

Так и психологические:

  • Проблемы с адаптацией в новых коллективах;
  • Минимальная стрессоустойчивость;
  • Раздражительность;
  • Замкнутость;
  • Различные психологические расстройства.

Картинка: Компьютерная зависимость как уход от реальности

Эскапизм.

Существует остроумный афоризм: «Оптимист заявляет, что мы живем в лучшем из миров, а пессимист опасается, что это чистая правда».

В истории человечества не найдется времени, когда людей не посещала мысль о несовершенстве мира. А вместе с ней и желание от этого несовершенства куда-нибудь убежать. Можно искать объяснение этому несовершенству – в религии или философии, можно пытаться сделать мир лучше. Но все это требует усилий. Проще закрыть глаза, укрыться в мире фантазий, свести к минимуму контакт с неидеальной реальностью. Создать свой мир, который не будет к тебе безжалостен, где тебя ждут победы и успех, где нет дураков-начальников, хамящих продавщиц, нелюбимой работы и пробок на дорогах. Зато, возможно, есть межпланетные лайнеры, драконы, говорящие деревья или просто друзья, которые не назовут тебя сумасшедшим. Именно так все чаще рассуждают молодые. У бегства от реальности, или эскапизма, много форм и разновидностей. Побег этот не так прост и примитивен, как может показаться на первый взгляд.

Эскапизм (от англ. escape – бежать) – социальное явление, заключающееся в стремлении индивида или части социальной группы уйти от реальной действительности общепринятых стандартов и норм общественной жизни в мир социальных иллюзий или в сферу псевдодеятельности.

Эскапизм может быть физиологическим: наркотики, алкоголь, и т.д. Разумеется, если эта форма аберрации от окружающей действительности постоянно повторяется. Это самый примитивный, но и, пожалуй, самый распространенный путь. Можно дистанцироваться физически: с помощью допустим, покупки домика в деревне. Но самое занятное и разнообразное – конечно, внутренняя эмиграция, уход не только в воображаемый мир, но и в разнообразные приятные занятия. Что бы человек ни делал с увлечением – карьеру ли, качал ли бицепс или бегал по лесам с мечом, сделанным из автомобильной рессоры, – его можно считать эскапистом. Но при одном условии: если он делает это не ради результата как такового, а ради избегания чего-то беспокоящего, некомфортного. Эскапизм в каком-то смысле – протестное состояние. Хотя и неосознанное.

Есть две точки зрения на причину эскапизма. Одни считают, что виновато недоброе общество: не дает человеку возможности развиваться, вот он и начинает уходить в себя и в воображаемый мир. Реальность не соответствует представлениям человека, а человек не хочет мириться с этим, но сил изменить реальность не хватает. Порой только бегство от невыносимой реальности в свой внутренний мир способно сохранить человеку психическое здоровье. Так бывает, если реальность оказывается невыносимой – во время войн, катастроф, природных катаклизмов. Другие говорят, что общество тут не при чем – эскапист сам себе заранее так не нравится, что попросту не хочет показываться на свет божий.

Если правы и те, и другие и причина эскапизма – экзистенциальная неудовлетворенность не только своей жизнью, но и положением вещей вообще, тем, что вокруг всегда существуют и существовали нищета, боль, скорбь, несправедливость, смерть, то получается, что эскапизм – это проблема коммуникаций с миром, отчуждение и нежелание контактировать с другим, отличным от твоего. Главное для эскаписта – не смешивать «свое» и «чужое». Эскаписту комфортно вращаться только в кругу увлеченных тем же, что и он. Он не только отказывается участвовать в чем-то чуждом, он не готов никому из «чужих» объяснять, в чем ценность его мира.

Вот характерные высказывания людей, склонных к эскапизму.

Иногда после очередного тупого дня полного дерьма и жизненного неудовлетворения, хочется купить походный рюкзак со всем содержимым и просто уйти по дальше от людей, цивилизации, общества. Куда-нибудь в такую дыру где будет только земля, вода, воздух, огонь (надеюсь) и я. Где тебя будет по барабану, что ты сейчас одет в грязное, мятое тряпье пока оно будет выполнять свою функцию защиты от холода и дождя. Где тебе будет насрать на фондовые рынки, курсы валют, политику и пробки на дорогах. Где ты не будешь думать 105 раз прежде чем что-то сказать, не дай бог, не обидев людей, сказав лишнее. уйти в место, где ты будешь свободен от всего искусственного и надуманного!

Я пытаюсь не то, чтобы убежать от реальности, а с помощью любимых людей, фильмов, книг и музыки забыть, что такое реальность. Потому что реальность – это грязь, насилие и жестокость, реальность – это общественность транспорт, где сидят здоровые мужики и стоят хрупкие женщины, реальность – это когда десять бьют во дворе одного, а люди, видящие это из окон, не считают нужным просто позвонить в милицию, реальность – это диктатура, когда ты боишься на работе сказать за кого голосовал, потому что не хочешь эту работу потерять. Мне не нравится такая реальность, я понимаю, что от нее не убежишь, но ненадолго забыть о ней можно.

Человечество сотворяет мир, который это же человечество старается запрячь в социальную узду, создать множество противоречивых правил, создать множество запретов. И когда приходит критический момент, человеку хочется убежать от реальности. Это единственный путь до катарсиса. Вот почему мы так любим фильмы, игры и, кто-то, литературу.

Условия жизни большинства нынешних беглецов от реальности нельзя назвать невыносимыми. Типичный современный эскапист живет в мегаполисе, причем вовсе не на грани нищеты и выживания. У него есть более или менее нормальные жилищные условия – комната в родительской квартире или отдельная жилплощадь, пусть и съемная. Есть работа или какие-то приработки, если он студент. Катастроф и войн в непосредственной близости от него не происходит. Обыкновенная жизнь. Но именно она отчего-то оказывается такой бессмысленной и неприглядной, что человеку приятнее проводить все свое свободное время в «иных мирах», будь то мир книжный, или виртуальный, или существующий в этой же реальности, но «параллельный» ей – например, это может быть какое-то особенное хобби, коллекционирование или спорт. Есть что-то очень привлекательное в том, чтобы отгородиться от ненужного, окружить себя «своими в доску» понимающими людьми, нырнуть в «свое, родное», и пусть весь мир подождет. Особенно в последнее время.

«Убегать» от реальности можно в любую деятельность, будь то работа, чтение книг или общение на Интернет форумах. Однако человек, замеченный в явно «эскапистских» пристрастиях, например, любитель компьютерных игр, проводящий много времени в Сети, увлекающийся историей древних шумеров и коллекционирующий спичечные коробки, может оказать вовсе не эскапистом, а наоборот, самым что ни на есть активным и деятельным реалистом.

Грань между эскапизмом и вполне естественной для человека увлеченностью каким-либо предметом, действительно, тонка. Все зависит от того, какие у человека цели и мотивы. Если вы заводите собаку, потому что любите животных и хотите о ком-то заботиться – это одно, а если потому, что «собаки лучше людей, и пусть лучше моим другом будет собака, чем человек, который меня точно обманет и предаст» – совсем другое. Если вы идете смотреть фантастический фильм или играете в компьютерную игру просто чтобы отдохнуть и получить новые впечатления – никому и в голову не придет назвать вас эскапистом, а вот если жизнь этих вымышленных персонажей интересует вас больше, чем своя собственная – есть над чем задуматься.

Социально приемлемых вариантов поведения в обществе не так уж много. А потому – либо ты в обойме и живешь «как все приличные люди», либо – извини, дружок, но ты маленько не в себе. Почему у нас не допускается ни малейших отхождений от общепринятого стандарта – вопрос отдельный. Зато для тех, кто сильно или «чуть-чуть» не соответствует, есть утешительный приз. На сегодняшний день им предоставляется такое количество вариантов эскапистских занятий, что глаза разбегаются. Уйти можно куда угодно: хоть в науку, хоть в кулинарию. Создается впечатление, что для человека самая важная задача – выбрать подходящий вариант «эскейпа».

Когда речь заходит об эскапизме современной молодежи, сразу вспоминают о компьютерных играх и виртуальном общении. Отрицать, что именно Интернет стал той почвой, на которой эскапизм цветет пышным цветом, бессмысленно. Это действительно так, и в первую очередь потому, что уйти отшельником в лес трудно, а уйти в какую-нибудь SecondLife – легко. Изменить общество и страну, в которых живешь, можно, но это трудно, опасно, требует сил и времени – на это могут уйти годы, и это совершенно необязательно закончится успехом. А главное, запасной жизни не предвидится – есть только одна. Куда легче создавать собственные цивилизации на экране монитора.

Как уже было сказано, существует множество форм бегства от действительности. И хотя с появлением Интернета они пережили серьезное обновление, сами по себе они не новы. Так, и в прошлом, и сегодня, несмотря на прогнозы о том, что человечество с появлением компьютеров перестанет читать книги, одной из таких форм является чтение.

Книги издавна были тем волшебным средством, которое открывало двери в иные миры. Хотя миры эти чаще всего созданы конкретным автором, каждый читатель видит их по-своему. Всем известны выражения, которыми читатели описывают опыт по-настоящему интересного чтения – «окунулся в книгу с головой», «читал запоем, забыв обо всем» и так далее. Такое «погружение» в книгу некоторые исследователи называют иммерсией (от английского immersion – погружение). Погружение-иммерсия означает вход в особый вымышленный мир, автономный и являющийся особой непротиворечивой и самозамкнутой системой, в которую читатель или зритель может войти как сопереживающий наблюдатель – ведь изменить сюжетную линию или поведение героев он не может. Существуют и весьма интересные «иммерсивные парадоксы», давно привлекающие внимание философов и психологов. Во-первых, каким образом читателям удается вновь ощутить интерес и психологическое напряжение при чтении какого-либо текста не первый раз (ведь им уже известен сюжет и финал произведения), и, во-вторых, каким образом судьба литературных персонажей способна вызывать у читателя эмоциональный отклик с такими, напр

Можно, если осторожно

Если посмотреть отзывы в интернете и в других открытых источниках, то большая часть информации об этом феномене носит негативный формат.

Ходит мнение, что подобный уход от проблем показывает слабость человеческого характера. Но это не совсем так. Если в современном мире и есть люди, которые полностью свободны от эскапизма, то это не является для них плюсом.

Единственный вывод, который можно по ним сделать, так это то, что у них полностью отсутствует фантазия. А процесс фантазирования и мечтаний любому человеку необходим. В качестве примера можно привести изобретателей.

Если бы они у себя в голове не вообразили летающие аппараты, телефоны без проводов и прочих элементов, которые двигают прогресс, то человечество так и не начало бы развиваться. Но все же приравнивать фантазии к эскапизму не стоит. Эти явления связаны между собой, но несут разное влияние на конкретного человека.

Что такое эскапизм

Мирское существование просто обязано приносить удовлетворение и если порой случается иначе, то возникает вышеописанный феномен. Часто жизнь требует от людей преодоления различных преград и приложения значительных усилий, дабы достичь желаемого счастливого бытия. А потому, порой они устают, им хочется все бросить. Это рождает мечты об утопической реальности, о фантазийной действительности, о жизни, где понятно и комфортно, где люди счастливы и все здоровы, где нет ненависти, горестей и неудач, где все просто. Временный уход в иллюзорную явь и предание мечтаниям можно отнести к разновидности отдыха, снятию напряжения после наполненного стрессами дня. Но потом человеку приходится собирать силы и начинать новый с улыбкой новый день, дабы творить собственную реальность.

Однако некоторым индивидам не удается после придания мечтаниям возвратиться в явь насущную. Для них придуманный мир становится милее, интереснее и пылающим более яркими красками. Такие индивиды самостоятельно не в состоянии отречься от вымышленного мира. Таким манером зарождается рассматриваемый феномен.

Эскапизм, что это такое? Эскапизм это в психологии представляет собой разновидность психологической защиты, нередко, может являться пограничным личностным расстройством, обусловленным акцентуацией характера. Это побег от злободневных реалий. При этом рассматриваемое понятие подразумевает уход куда угодно.

Эскапизм может обнаруживаться в активном (интим, учеба, игры, трудовая деятельность, спорт) и в пассивной функционировании (чтение книг, медитация).

Средством эскапизма бывает карьера, религиозные убеждения, компьютерные игры, то есть все, что можно употребить в качестве компенсаторного инструмента, замещающего различные неразрешенные проблемы личности.

Эскапизм, как правило, возникает по причине неудовлетворенности индивида эпохой, в которой он существует, отсутствия умения жить сегодняшним днем и именно в этом месте. Данное явление может зародиться у каждого, ведь на разных жизненных этапах у каждого индивида возникало желание удрать куда-нибудь.

Адепт эскапизма обычно – это субъект, сбегающий в иллюзорный мир, где нет потребности решать проблемы и рушить ежедневные жизненные преграды. Часто тяготению к уходу от существования в действительности предшествуют различные постоянно присутствующие стрессоры. То есть эскапизм тут является своеобразным ответным реагированием организма. Также он нередко возникает после перенесения психологических травм, вследствие напряженной работы, проживания в неблагоприятной среде, неспособности построить адекватные взаимоотношения с окружением.

Таким образом, эскапизм это в психологии осуществление действий, приводящих индивидов к утрате связи с явью, разрыву реальных взаимоотношений, сведению на нет творческой и созидательной активности, направленной на социальное развитие. Данный феномен является лишь суррогатом легкого, комфортного существования, видимостью полностью предсказуемой и отвечающей требованиям человека жизни.

Эскапизм опасен тем, что затормаживает развитие личности, поскольку, когда отсутствует желание преодолевать трудности, нет закалки характера, зарождается тоска, следствием которой является попытка прожить поддельную жизнь.

Сегодня существует множество возможностей и способов побега от действительности. Дифференцировать их в соответствии с природными свойствами индивидов не представляется возможным, поэтому знание способов мало помогает в понимании сути проблемы. Так, например, если бы человек имел четкую схему «параллельных реальностей», то при зарождении желания окунуться в какой-либо из них, он сразу смог бы осознать корень проблемы и что требуется сделать в действительном мире. Тогда бы необходимость в сотворении иллюзорных миров и ухода в них отпала.

Адепт эскапизма может в действительности уйти от социума, например, переехав в практически необитаемое село или в труднодоступный регион, а может проживать в социуме, отстранившись от него, то есть такой человек перестает выявлять интерес к общепринятым нормам, выбирая мир собственных грез. В качестве способа эскапизма можно использовать практически любую деятельность, если она сможет компенсировать реальность либо неразрешенные задачи в ней.

Феномен сложен для изучения

В отличие от многих психических заболеваний, эскапизм очень сложно поставить в какие-то рамки или термины. В некоторых научных работах явление “побега из реальности” связывают с аутизмом. Считается, что аутизм – это жизнь в придуманном собственном мире, и не способность адекватно реагировать на окружающий мир.

В нашем же случае человек осмысленно уходит из реальности, которая его пугает (напрягает, злит и прочее) и уходит через свои фантазии в безопасный мир. Но как определить ту тонкую грань, где человек отдыхает от проблем и набирается сил от состояния полного отсутствия в реальном мире?

Отметим и тот момент, что до сих пор не существует точного определения понятию эскапизма. Сюда можно отнести и ряд расстройств психики и отказ человека соблюдать нормы, принятые обществом.

Почему мы бежим от реальности?

По сути любое физическое или психологическое действие, которое вызывает у индивидуума дискомфорт, может спровоцировать “вымышленный побег”.

Кто-то из нас останавливается на “мыслях о приятном”, а кто-то начинает яростно и упорно заниматься каким-то делом, которое поможет успокоить внутренний конфликт.

Преимущество 2: снижение уровня стресса

Продолжая рассказ на моем примере, добавлю, что в своей личной реальности я ощущаю себя куда комфортнее, чем в социуме. Мой уровень стресса на обычной официальной работе и при каждодневных проездках в транспорте (прежде) был существенно выше, нежели сейчас. И на контрасте, когда вынужденно приходится раз в году все же осуществлять поездки, я вспоминаю, как ужасно это было, и радуюсь, что нет необходимости делать это постоянно. Миф о том, что организм привыкает к стрессу и адаптируется время от времени, оказался всего лишь мифом в моем случае. Возможно, дело тут в моем темпераменте меланхолика и неустойчивом типе нервной системы в целом, но склоняюсь к тому, что никакой адаптации все же не происходит. Возникает максимум привычка (ведь и в войну люди «привыкали» к постоянным бомбежкам, но это нельзя назвать адаптацией и уж тем более комфортом), приводящая впоследствии к ментальным проблемам на фоне хронического стресса. И если здоровый эскапизм позволяет мне реже испытывать стресс, так зачем мне с ним бороться и намеренно окунаться в реальность? Аналогично и с другими видами ухода от социума, например, онлайн-жизнью, ролевыми играми, тусовкам по интересам вроде субкультур.

Эскапизм — психология

Эскапизм в психологии не считается отдельным заболеванием. В медицинских справочниках не используется этот термин, однако в некоторых случаях такое проявляться в виде мании. До тех пор, пока человек может себя контролировать и не погружаться полностью в выдуманный мир, ему ничего не угрожает. Эскапизм может быть активным или пассивным. В активном состоянии он проявляется:

Пассивный эскапизм проявляется:

  • медитацией;
  • чтением книг;
  • просмотром фильмов.

5 преимуществ здорового эскапизма

В эпоху глобализации, когда люди вынуждены активно контактировать с социумом и ежедневно сталкиваться с множеством других персон, нередко случается перегрузка. Вследствие этого характерно возникновение такого явления, как эскапизм.

Эскапизм – это уход от реальности или проблем в другой мир, отличный от обычной жизни. В качестве примера можно привести совершенно полярные области: алкоголизм и религия, ролевые игры и компьютерные, социальные сети и секс.

Большинство психологов рассматривают эскапизм исключительно с отрицательной стороны. Им свойственна позиция возвращения личности в социум любой ценой, по мнению многих специалистов, нужно непременно стремиться обрастать полезными контактами и активно связываться с окружающим миром, а также жить как все «нормальные» люди. В противном случае человека окрестят проблемным и будут лечить от поставленного диагноза, будь то социофобия или любого другого.

Но все ли так однозначно? Огромную роль играет уровень ухода от реальности. Во многих случаях стоит говорить о здоровом эскапизме, приносящем исключительно пользу. Я склонна придерживаться нетипичной для психологов точки зрения: если человеку комфортно, и он получает удовольствие от своей жизни, если день ото дня он счастлив, а также его образ существования никак не вредит другим, то никакой проблемы не существует. Наоборот, речь идет о том, что найдено уникальное решение в качестве создания собственной реальности (или присоединения к уже существующей общности людей со схожим мировоззрением).

Итак, вот три фактора, которые характеризуют здоровую форму эскапизма:

  • уровень довольства жизнью и ощущение счастья персоны растет в так называемой альтернативной реальности по сравнению с обычной жизнью в социуме (так называемой, так как она далеко не всегда действительно альтернативна, порой речь идет просто о нетипичном для большинства людей образе жизни);
  • вред от эскапистского образа жизни отсутствует (нет ни более высокого риска для жизни, ни полного абстрагирования от обеспечения себя необходимыми благами – то есть банально пищей и кровом, иначе говоря, человек именно живет, а не представляет, что живет);
  • другим людям в социуме его образ жизни не вредит (как известно, свобода заканчивается там, где начинается свобода другого).

Как пример явно нездорового эскапизма можно привести алкоголизм и наркоманию. В данном случае уровень счастья то понижается, то растет, на графике его можно изобразить волнообразно, вред здоровью есть, как и вред другим людям, например, соседям, страдающим от шумной пьяной компании.

А вот хороший пример здорового эскапизма: ролевые игры, увлечение косплеем и БДСМ. От того, что персона ходит на тематические мероприятия, готовится к ним и весело проводит время, нет вреда ни ей, ни другим. Напротив, от такого увлечения уровень довольства жизнью лишь растет. Перехожу к сути материала и приведу 5 преимуществ здорового ухода от реальности, то есть отвечающего трем перечисленным выше признакам.

Просто о сложном. Эскапизм

Давно собиралась написать серию заметок на тему эскапизма. Понимаю, что большинство даже не слышало, наверное, такого термина. Так ведь никогда не поздно узнать? Тем паче, что под этим термином скрывается вполне себе современное явление. Про которое все наслышаны, все знают – только не подозревают, что оно так называется. У Мольера в пьесе «Мещанин во дворянстве» г-н Журден тоже удивлялся: «…я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой».

Определений эскапизма много. В массе своей они сводятся к констатации нежелания человека справляться с жизненными трудностями и стремления уйти в воображаемый мир иллюзий. Само слово происходит от английского глагола «to escape» – убегать, избегать, спасаться. Главным же в эскапизме является отнюдь не вопрос о том, от чего человек бежит. Маркером эскапистского сознания является то, что человек не просто убегает: он бежит жить в выдуманный мир.

Эскапизм можно условно разделить на 2 вида. Эскапизм внутренний, когда процессы изменения идут в самом человеке (фанаты компьютерных игр, ролевики, наркотики и т.д.) и внешний, когда человек уходит в труднодоступные места обитания, «на природу», «в крестьянство», т.е. бежит от себя в буквальном смысле территориально. Я попробую подробно коснуться этого второго вида, а именно идеологии нового отшельничества, ухода «в леса», ухода «в крестьянство».

Почему не берусь рассматривать оба проявления эскапизма? Считаю, что внутренний эскапизм довольно хорошо описан в литературе. К чему «умножать сущности»? Но главный мой довод состоит не в этом. А в том, что мне интересна именно идеология нового отшельничества. Интересна расплывчатостью темы. Неясно, за какую ниточку нужно дернуть, чтобы вытащить на поверхность суть проблемы, а не детские погремушки и бусы для папуасов. Итак, буду «вещать» про бегство «в леса » .

Стоп! – скажет читатель. – Мало ли почему бегут на природу горожане! Зачем же приплетать всякие эскапизмы к желанию отдохнуть от «шума городского»? Так-то оно так. Но. Разыскала я Отчет по экопоселениям в России, где явление эскапизма упоминается как мотив: «Явление исхода городских жителей в поселения на природе во многом можно сравнить с эскапизмом. Здесь действительно сильно выражен мотив «омрачнения» городской действительности и даже всей современной цивилизационной парадигмы и явное желание вырваться за ее пределы». Так что ученые на моей стороне. Хочу сразу предупредить, что в подтверждение своих слов буду ссылаться на авторитеты. Хотите со мной поспорить – цитируйте свои авторитетные источники. Только поблагодарю.

«Эскапизм это регулярная практика пустого растрачивания своего жизненного времени. Это образ жизни, когда индивид не знает, как ему реализовать себя и чем заняться. Эскапизм – это не зависимость, это более тонкое явление – не сразу заметное для индивида состояние неприятия, разрыва со своей реальностью. Зависимость может быть основана на эскапизме, когда бегство в другой мир становится для человека постоянной потребностью и необходимостью. Но если возникает такая зависимость, то скорее уже не индивид бежит от реальной жизни с помощью каких-то явлений и действий, а они завладевают им и тянут к себе», читаю я в диссертации 2008 года А.М.Грекова «Феномен эскапизма в медианасыщенном обществе». Таким притягивающим миром для российских беглецов-поселенцев, например, стала серия книг Владимира Мегре о вымышленной таежной женщине Анастасии. Мало кто знает, что движение анастасийцев это всего лишь вульгарные перепевки на тему западных нью-эйджерских коммун.

Поэтому расковыривать тему эко и родовых поселений я начну с другого конца. Не у нас в России это явление зарождалось. Зарождалось оно на Западе. Туда и поспешим.

Иллюстрация: Манилов. Художник В. Андреев. 1900

Эскапизм: болезнь или панацея

Евгения Чернышёва 3 сентября 2020 0

Бывает, наваливается так много проблем, что единственное средство спастись от них — это сделать шаг в сторону от реальности и побродить по закоулкам фантазии. Кто-то, забывая о нужном, взахлеб читает фэнтези, кто-то смотрит сериалы, кто-то погружается в киберпространство — способов ретироваться, похоже, существует больше, чем способов справиться с трудностями. Правда, велик соблазн остаться в мире иллюзий навсегда. Зачем мы убегаем от самих себя и куда, собственно, бежим? Попробуем разобраться с этим вопросом сегодня.

Эскапизм: где несчастные ищут себе место

Эскапизмом занимаются все. Если по-русски, то это уход от реальности. Каждому немного хочется уйти оттуда, где он сейчас находится. Например, чтобы разнообразить свою жизнь новыми впечатлениями. Большинство людей пытается с помощью ухода от реальности найти свое счастье. Такой материи, как счастье, к сожалению, не существует. Причина достаточно простая: счастья не бывает, это довольно размытое понятие того момента, когда, грубо говоря, всем разом становится хорошо или хотя бы так, чтобы страданий не было. Эти несчастные не понимают, что страдания в жизни естественны, что хорошо всем и сразу быть не может, потому что, если так и бывает, то исключительно в тепличных условиях, создать которые крайне сложно. Поэтому многие люди уходят от реальности, пытаясь заменить свою жизнь разными сомнительными детищами.

Кто-то играет в онлайн-игры круглые сутки, кто-то наряжается эльфом и сваливает в лес, чтобы побегать под деревьями. Кто-то уходит в горы, кто-то бухает как свинья, кто-то спит с кем попало — способов уйти от серой реальности в поисках хотя бы крохи того, что может озарить твою жизнь небольшим лучиком света, очень много. Эти способы развлечь себя хороши тогда, когда ты относишься к ним как к попытке разнообразить серые будни, но если ты так пытаешься найти счастье или слишком серьезно относишься к ним, это плохо… Где несчастные люди ищут счастье, но не находят?

1. В фантазиях о легкой жизни

Легкая жизнь бывает очень редко. В большинстве своем людям приходится преодолевать какие-никакие проблемы. Если не приходится, то можно только пожалеть этих ничтожных людей: они теряют крайне полезный опыт самостоятельного решения проблем. Происходит в их жизни какая-то хрень, и они беспомощны, точно слепые котята. Жалкие-жалкие люди. Не нужно мечтать о легкой жизни, это опасные мечты. Легкая жизнь простого обывателя скучна, неинтересна и не делает тебе чести. Приходится придумывать различные стандартные и скучные, но как бы оригинальные вещи типа прыжков с парашютом, поедания китайской хавки или специальных ссор, чтобы приобрести себе каких-никаких врагов. Не желай легкой жизни, иначе ты будешь самым несчастным на свете!

2. В прошлом

Любовью перетирать прошлое славятся как мужчины, так и женщины. Я думаю, что этим занимался каждый живущий на свете человек, ведь, наверное, это так классно — жить в том месте, которого нет. Жизнь изменчива, она никогда не прогнется под тебя, как поется в одной известной песенке, потом что жизнь и мир вокруг — это большие и эфемерные штуки, которые меняются всегда. Люди тоже меняются, а если они не меняются и не приспосабливаются к окружающей действительности, им становится плохо. Желание вспоминать предыдущие отношения, места работы и всё то, что мы потеряли, не поможет тебе возродить все те чувства и ощущения от того, что происходило раньше. Лучше набираться новых впечатлений! Каждый день открываются новые двери, а ты как дурак стоишь у старой.

3. В будущем, которого быть не может

Есть люди, которых хлебом не корми дай думать о «прекрасном дне, когда…» Ему встретится идеальная девушка; он найдет идеальную работу; все люди станут обращать внимание на его личность; какой-то известный чувак заметит его, даст кучу денег и хорошую должность. Вместо того чтобы пытаться выбраться из лабиринта жизни, мы тратим все наши душевные силы, чтобы думать о том, как однажды мы оттуда сами каким-то чудом вывалимся в прекрасный мир. Понимаешь, чувак, шанс того, что кто-то придет к нам, вытянет нас за ручку из всех проблем и даст сладкой ваты на палочке, столь мал, что говорить о нем нет никакого смысла. Эти мысли о будущем нужны только для того, чтобы отвлечься от серой реальности, вместо того, чтобы красить реальность в разные веселые цвета.

4. В оправданиях

Лучшее, что ты можешь сделать для себя прямо сейчас, — это перестать говорить «Я хочу». Вместо этого нужно говорить «Я буду». Хватит говорить, что тебе помешал получить на профессию мечты жалкий случай; хватит говорить, что ты слишком юный, чтобы тягать штангу; хватит убеждать себя, что у тебя «кость широкая»; хватит думать, что ты не можешь найти себе женщину, потому что все они меркантильные суки, которые не хотят любить тебя просто так. Вместо этого просто встань в один прекрасный день с постели, пошли к чертовой бабушке женщину, которая тебе не мила; работу, от которой тошнит; скучное хобби. А потом порефлексируй и займись чем-то, что тебе реально нравится и хочется.

5. В зоне комфорта

Почти все знают, что такое «зона комфорта». Это то место, где нам по какой-то причине хорошо и удобно, но на самом деле это то место, которое кажется нам безопасным. Удобная работа без перспектив роста, где нас точно не уволят. Отношения с некрасивой глупой девушкой, которая выносит тебе мозг по сотне раз на день своими смешными предъявами. Отсутствие интересов и жизненных стремлений, поскольку последние требуют определенной доли риска. Многим людям сцыкотно начать что-то делать. Это обычная проблема, чувак! Риск есть всегда, просто осознай этот факт. У Салтыкова-Щедрина была сказка «Премудрый пискарь», которая прекрасно описывает всю опасность зоны комфорта: герой не видел радостей любви, дружбы, решения проблем, он просто сидел в норе, изредка выходил поесть и залезал обратно, чтобы снова трястись за свою жизнь.

6. В материальных благах

Потребление — это не болезнь, это одно из проявлений эскапизма. Я уже писал про потребление в этой статье. Собственно, причина увлеченности покупкой разных штук в том, что чуваку категорически не везет на дам. Иногда, конечно, у него проблемы с работой, но он больше парится по поводу девушек, которые хотят с ним исключительно «дружить». Возможно, покупка такого нефигового количества всякой хрени — это попытка выдавить из неодушевленных предметов хотя бы немного радости? Я не говорю, что деньги и вещи не нужны, я же не хиппи какой-то, просто отношение к ним должно быть как к средству обмена и инструментарию.

Завтрак на траве

Заранее оговорюсь, что целью моей работы является не нахождение какой-то абсолютной истины в данном вопросе, а вообще попытка некоторого осмысления эскапизма как формы бытия человека, в связи с развитием коммуникаций становящейся всё более распространённой. Именно отсутствие какого-то комплексного подхода к этой проблеме, а также «системы координат» предполагает полярные точки зрения на это явление у немногочисленных его исследователей и, соответственно, полнейшую неразбериху.

Эскапизм. Бегство от действительности. Внутренняя эмиграция. Всё это – вроде как обозначения одного и того же социального явления. Однако что такое «эскапизм»? Понятно, что термин произошёл от английского глагола to escape, что означает «убегать, спасаться бегством». Однако каково конкретное значение термина?

Прежде чем приступать к предметному разговору о явлении, хотелось бы всё-таки определить рамки эскапизма и дать более-менее внятное определение явления.

Определение, данное в англоязычной статье Wikipedia, звучит следующим образом: «Эскапизм – уход при помощи отдыха и развлечений от ежедневного стресса». Отечественный словарь общественных наук даёт такое объяснение: «Эскапизм — социальное явление, заключающееся в стремлении индивида или части социальной группы уйти от реальной действительности общепринятых стандартов и норм общественной жизни в мир социальных иллюзий или в сферу псевдодеятельности». В первом определении взгляд на эскапизм представлен довольно поверхностный подход, рассматривающий это явление лишь как естественную защитную реакцию организма на стресс. Отдохнул – и никакого вам недовольства действительностью и желания укрыться от её несовершенства в какой-нибудь глухой деревушке. Второе — возможно, ближе к истине, однако и к нему есть масса вопросов. Каковы причины этого ухода? Что такое социальные иллюзии и кто устанавливает, что есть социальная иллюзия, а что нет? Псевдодеятельность – кто устанавливает её «псевдо» — характер? А как же быть с некоторыми творцами, которым необходимо абстрагироваться от общества, чтобы создать свою модель истины?

Как мне кажется, следует (конечно, условно) выделить три аспекта явления: эскапизм – как проявление человеческой слабости, эскапизм – как проявление нонконформизма и эскапизм — как способ сохранения творческого импульса.

Первый аспект, очевидно, подвергается критике со стороны абсолютных человеческих ценностей. Для него, с моей точки зрения, актуально такое определение эскапизма, данное в своей кандидатской диссертации омским учёным М. Грековым: «Эскапизм – уход человека от своего подлинного проявления в мире, или «подлинного бытия», под которым понимается действительное присутствие человека в мире». Что есть «подлинность бытия», можно определить исходя из теории выдающегося немецкого психолога и мыслителя Эриха Фромма, которую он изложил в книге «Иметь или быть?» (1976). «Модус бытия имеет в качестве своих предпосылок независимость, свободу и наличие критического разума. Его основная характерная черта – активность, но не в смысле внешней занятости, а в смысле внутреннего подвижничества, продуктивного использования им своих человеческих потенций,» — пишет в предисловии к книге профессор психологии Павел Гуревич.

Однако можно подлинно проявлять себя в мире и отрешившись от него, однако тут неизбежна критика со стороны идеологии, принятой в обществе, которая отвергает самореализацию и самоактуализацию вне пределов «подлинного бытия». Такой эскапизм характеризуется игнорированием навязываемых обществом устоев и правил поведения, а также определённой целью ухода — поиском своей истины.

Яркой характеристикой эскапизма как нонконформизма может служить стихотворение Марины Цветаевой:

Пора — пора — пора
Творцу вернуть билет.

Отказываюсь — быть.
В Бедламе нелюдей
Отказываюсь — жить.
С волками площадей

На твой безумный мир
Ответ один — отказ.

Возьму на себя смелость предположить, что с развитием информационного общества эскапизм, как проявление человеческой слабости (преимущественно в бессознательных формах), начинает доминировать над «нонконформистским» сознательным эскапизмом (бегством к богу, бегством от цивилизации к «корням», внутренней эмиграцией, затворничеством, уходом в творчество).

Сосредоточимся на «первом» аспекте эскапизма, как наиболее актуальном и распространённом явлении в современном обществе. Попробуем обосновать эту точку зрения, найти факторы, способствующие эскапизму, рассмотреть современные формы эскапизма.

Феномен эскапизма в информационном обществе и факторы, способствующие его возникновению. Эскапизм на службе у власти.

В то же время люди всё же хотят чувствовать себя героями. В этом им помогает реклама и развлечения. Реклама стремится навязать человеку искусственные потребности, стереотипы и совершенно чуждые модели поведения, тем самым внушая ему, что самоактуализироваться можно только лишь через способность приобрести какие-либо товары. Стандартизованные способы проведения досуга в наши дни также выливаются зачастую в эскапизм, т.е. человек вместо того, чтобы как-то созидательно провести время, ищет пути, как бы уйти от наскучившей ему реальности, – с помощью идентификации с героями компьютерных игр, написания анонимных постов в блогосфере, общения на форумах и всем прочим, помогающим ему как-то самоактуализироваться, а заодно и «убить время».

Эрих Фромм говорит о независимости, свободе и наличии критического разума в определении «подлинного бытия». Насколько мы свободны, независимы и свойственен ли нам критический подход к реальности – эти вопросы звучат как нельзя актуально и отрезвляюще в эпоху тотального эскапизма.

Преимущество 4: развитие творческих и интеллектуальных способностей

Вместо того, чтобы в очередной раз казаться, лучше стоит найти для себя интересную сферу, где удастся раскрыться в полной мере. Даже если это онлайн-игры или ведение блога в социальной сети, какая разница? Со стороны несведущим людям кажется, что вы просто живете в своем мире и закрылись, занимаясь какой-то глупостью вместо якобы дела, а в реальности вы реализуете СОБСТВЕННЫЙ потенциал. В случае с играми, например, развивается скорость реакции, лучше работает мозг, так как приходится продумывать стратегии. А ведение блога развивает креативность. Даже если вы в буквальном смысле придумываете свою вселенную, готовы в красках описать собственный мир (есть и те, кто пишет про это книги, например), это раскрывает вас, а не упрощает вашу личность. Как уже говорила не раз, если другим нет вреда от вашего эскапизма, то в нем нет ничего плохого. А нормальность, к слову сказать, относительна, ориентироваться по большинству совершенно не нужно.

Преимущество 5: поиск единомышленников и единомышленниц

Ощущать себя среди своих – это настоящий кайф. И даже если вы привыкли чувствовать себя «не от мира сего», думать об одиночестве в толпе и о том, что вы являетесь лишней персоной в обществе, начав жить так, как хочется именно вам, вы постепенно поймете, что вы не лишний, а другой. И очень часто как раз уход в здоровый эскапизм позволяет отыскать тех, кто аналогично смотрит на мир и имеет те же цели. Вместе вы будете заниматься любимым делом и ощущать, что не одни, то есть покроете и эту важную потребность.

Эскапизм

Эскапизм – это феномен, представляющий обособленно-примиренческое тяготение личности улизнуть в иллюзорную вселенную, спрятавшись от реальности. Проще говоря, рассматриваемое явление эскапизм заключено в стремлении человеческого субъекта либо части социального объединения удалиться от общепринятой модели жизни социума. Основой эскапизма является неуверенность в разумности общеустановленных норм, составляющих базис представлений социума. Результатом этого становится критическое переосмысление таких норм. Для возникновения явления эскапизма необходимо, чтобы общество достигло пика уровня собственного развития, при котором социальная дезадаптация и отстраненность от общества не приводят к погибели, как в первобытном социуме, когда частой мерой наказания за провинности и преступные деяния избирали остракизм.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Truewomans.ru